Официальной причиной нашего приезда на судоремонтный завод "Нерпа" было освещение конкурса профессионального мастерства среди молодых работников этого предприятия. Но журналисты - и руководство "Нерпы" это прекрасно понимало - стремились в первую очередь попасть на стапель, где в настоящее время находится первая атомная подводная лодка СССР К-3 ("Ленинский комсомол"). Давно уже ведутся разговоры о создании на ее борту музея. В Санкт-Петербургском конструкторском бюро "Малахит" даже разработан проект переоборудования субмарины в плавучую экспозицию. Тем не менее пока лодка прочно обосновалась на стапеле "Нерпы", где находится с 2006 года. И когда она покинет его, неизвестно.
Судьба первенца атомного подводного флота в настоящее время теснейшим образом сплелась с судьбой другого уникального корабля - "Лепсе". Заложенное на Николаевской верфи в 1934 году, потопленное в войну и потом поднятое со дна морского, судно в 1961 году было переоборудовано в заправщика атомного ледокольного флота. Выбор специалистов пал на сухогруз "Лепсе" из-за очень прочного по тем временам корпуса.
История и ее фон
Сейчас "Лепсе", как и К-3, находится на территории СРЗ "Нерпа". Разница лишь в том, что субмарина размещена на стапеле, а "Лепсе" на плаву, ошвартован у одного из причалов завода. К субмарине можно подойти вплотную, можно коснуться рукой шершавого от ржавчины корпуса. К "Лепсе" ближе чем на 200 метров не подпускают. Если К-3 - наша история, то "Лепсе" - ее фон. В различных смыслах этого слова. Красивый, даже изящный внешне корабль хранит в своих трюмах смертельно опасный груз - 50 кубометров твердых радиоактивных отходов различного уровня активности и 639 отработавших тепловыделяющих сборок. Это 260 килограммов урана (U-235), 156 килограммов продуктов деления и 8 килограммов делящегося радионуклида плутония (Pu-239). Активность отработанного ядерного топлива (ОЯТ) в хранилище в настоящее время составляет около 680 тысяч кюри. Если К-3 хотят, и совершенно справедливо хотят, превратить в музей, то радиоактивный мусоровоз ждет другая судьба - в утиль. И это тоже справедливо.
- Но для того чтобы утилизировать "Лепсе", нужно освободить стапель, на котором сейчас находится К-3, - рассказывает директор филиала СРЗ "Нерпа" ОАО ЦС "Звездочка" Аркадий Оганян. - А сделать это невозможно, поскольку лодка разделена на три части. Сначала необходимо состыковать куски корпуса, удалить всю забортную арматуру, проверить корпус на герметичность и только после этого спустить на воду. Для чего необходимо 46 миллионов рублей. Их у Министерства обороны нет. А по плану утилизации "Лепсе" должен стать на стапель к концу 2013 года. Другого места на заводе, куда мы могли бы поставить К-3 без спуска на воду, просто нет. Все производственные мощности заняты заказами Военно-морского флота. Таким образом, пока подлодка не будет спущена на воду, постановка "Лепсе" на стапель невозможна.
Аркадий Оганян опроверг информацию, опубликованную 28 марта текущего года в газете "Известия", что К-3 будет разрезана на металл. В публикации говорилось, что такое решение было принято Объединенной судостроительной компанией (ОСК).
- ОСК не имеет к судьбе К-3 никакого отношения, - пояснил Аркадий Алексеевич. - Лодка принадлежит Военно-морскому флоту, на ней числится военный экипаж. Поэтому ОСК не могло принимать решение об утилизации К-3. Решение об утилизации К-3 пока не принято.
В 2007 году по заказу "Росатома" у субмарины вырезали реакторное помещение, был сформирован одноотсечный блок, который затем отбуксирован в Сайда-губу на долговременное хранение. При этом другие помещения подлодки судоремонтники не трогали, оставив их в первоначальном виде.
Красавица…
Во время активной морской жизни судьбы этих кораблей не пересекались и были абсолютно различны. К-3 с самого своего рождения была избалована вниманием прессы. О "Лепсе" знали единицы, а широко известным сухогруз стал только в конце 80-х годов прошлого века, когда возник вопрос: а что, собственно, с ним делать? Поэтому есть, наверное, смысл пусть кратко, но проследить судьбу красавицы и чудовища.
К-3 ("Ленинский комсомол") - первая советская (и третья в мире после американских "Наутилуса" и "Сивульфа") атомная подводная лодка. В 1962 году получила имя "Ленинский комсомол", которое унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки М-106 Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.
К-3 заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске. Спущена на воду 9 октября 1957 года. Включена в состав ВМФ СССР 1 июля 1958 года. Первый командир - капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.
В июле 1962 года впервые в истории советского Военно-морского флота эта субмарина совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса, а 17 июня того же года всплыла около Северного полюса. Тогда ее экипаж водрузил Государственный флаг СССР во льдах Центральной Арктики.
В сентябре 1967 года во время боевого дежурства в Норвежском море на К-3 произошел пожар в первом и втором отсеках, где от угарного газа погибло 39 моряков. Угарный газ проник в центральный отсек. Люди стали терять сознание и здесь. Погибших было бы гораздо больше, если бы не боцман Михаил Луня, который буквально чудом смог в одиночку продуть балласт и поднять лодку на поверхность. Когда она всплыла, он открыл люки и вынес на палубу командира и старшего помощника.
В 1991 году лодка была выведена из состава Северного флота. В июле 2003 года произведена выгрузка ядерного топлива.
…и чудовище
С 1963 по 1981 год плавбаза "Лепсе" обеспечивала перезагрузку ядерного топлива атомных ледоколов "Ленин", "Арктика" и "Сибирь". С 1981 года судно использовалось только для хранения радиоактивных материалов. В 1984 году оно отправилось в свой последний рейс - в Карском море попало в сильный шторм. Радиоактивная вода выплеснулась в помещение хранилища, и потом его не удалось полностью дезактивировать. 10 сентября 1986 года принято специальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о проекте по утилизации "Лепсе". В 1990 году оно было переведено в категорию стоечных судов. В октябре 1991 года в пространство между баками с ОЯТ было уложено 208 тонн бетона: нужно было отвердить радиоактивную воду, попавшую туда из пеналов и кессонов во время шторма в Карском море. Кроме того, с помощью бетона были упрочнены баки и улучшена радиационная обстановка в помещении хранилища.
В 1995 году проект "Лепсе" был включен в план Европейской комиссии, и он получил международный статус. Но, несмотря на подписание финансовых соглашений с иностранными партнерами, фактически с 1998 по 2005 год решение проблемы утилизации "Лепсе" было приостановлено. Основной причиной было отсутствие двухсторонних соглашений о гражданской ответственности за ядерный риск между Россией и иностранными донорами.
Только в июне 2008 года было подписано Грантовое исполнительное соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который выступил в качестве администратора Фонда природоохранного партнерства "Северное измерение", а также государственной корпорацией "Росатом" и Федеральным центром ядерной и радиационной безопасности - получателями гранта для утилизации "Лепсе".
В рамках этого соглашения будет выделено 43 миллиона евро. Россия на утилизацию "Лепсе" дает 320 миллионов рублей. Утилизация "Лепсе" включена в список девяти первоочередных проектов стратегического мастер-плана, разработанного по заказу Европейского банка реконструкции и развития. По оценкам экспертов, завершения всех работ по утилизации корабля стоит ожидать в 2015-2016 годах.
Что дальше?
Если судьба "Лепсе" ясна - рано или поздно судно будет утилизировано, то вот с К-3 пока такой ясности нет. Решения об утилизации нет, но и о создании музея пока ведутся только разговоры. Более того, в настоящий момент не совсем понятно, где такой плавучий музей будет находиться. Наиболее серьезные шаги в этом направлении предприняты в Санкт-Петербурге.
- Предполагается, что К-3 станет частью музея Военно-морского флота, - говорит Аркадий Оганян, - где займет свое место рядом с другой подлодкой (Д-2. - Прим. авт.), уже установленной в северной столице. Мы даже провели расчеты, связанные с проводкой субмарины через Беломорско-Балтийский канал.
Высказывалась также идея установки первой советской АПЛ в Мурманске рядом с ледоколом "Ленин". Кроме этого на место последней стоянки легендарного атомохода претендует и Архангельск.
- Думается, что не имеет особого значения, где в итоге будет установлена К-3, - считает Аркадий Оганян. - Главное, чтобы на борту первой советской атомной лодки был организован музей истории атомного подводного флота.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора.
Мурманск - Снежногорск - Мурманск.
«Вечерний Мурманск».