Пациенты со всей России съезжаются в Тюмень, чтобы испытать воздействие ядерных технологий
Еще в 2006 году на Координационном совете при губернаторе Тюменской области было принято решение о развитии в регионе специализированной онкологической помощи. Для развития и применения ядерных технологий в отечественной медицине это решение стало судьбоносным.
Непосредственное участие в создании тюменского Радиологического центра принял нынешний его руководитель, выпускник Тюменской медакадемии, кандидат медицинских наук Владимир Елишев. По его словам, к разработке проекта было привлечено порядка тридцати различных по профилю организаций, как отечественных, так и зарубежных.
По частоте использования методов ядерной медицины Российская Федерация в десятки раз отстает от европейских и североамериканских стран. Передовые инновационные разработки в области ядерных технологий в мире велись как раз в 1990-е годы, когда Россия переживала непростые времена. В итоге многое было упущено. До момента ввода в строй в 2012 году тюменского Радиологического центра данные направления диагностики и терапии тяжелых заболеваний были практически недоступны не только для жителей нашего региона, но и в целом для большинства россиян.
Владимиру Елишеву и его единомышленникам удалось собрать под одной крышей самые современные и высокоэффективные технологии ядерной медицины со всего мира, до этого в России не применяемые либо используемые разрозненно.
На сегодняшний день высокотехнологичную медицинскую помощь в центре получили более четырех тысяч пациентов — жители Тюменской области, северных округов, а также Кургана, Новосибирска, Омска, Челябинска, Москвы и даже Чукотки. Планируется, что в 2013 году учреждение заработает на полную мощность и примет более восьми тысяч пациентов. Около 85% из них — люди с онкологическими патологиями. Центр также оказывает помощь больным с сердечнососудистыми, неврологическими, эндокринологическими и другими заболеваниями. Его посещают около 80-100 пациентов в день.
В основе методов диагностики и терапии заболеваний лежит применение так называемых радиофармпрепаратов. Часть из них закупается в Москве, часть — производится в самом центре. Технологическое сердце учреждения — это циклотрон, огромное устройство весом около 50тонн, в котором осуществляется синтез радионуклидов. По сути, радиофармпрепарат — это наполненный средне- либо короткоживущими радионуклидами раствор. В зависимости от целей диагностики или терапии, он вводится пациенту через рот либо внутривенно. За счет участия раствора в биохимических процессах организма врач-радиолог может определить функциональное либо структурное состояние органов и тканей без инвазивного (хирургического) вмешательства. Сделать это помогает уникальное оборудование. За счет излучения, идущего из тела пациента, на экране компьютера посредством особой системы декодеров строится изображение того или иного органа. И это позволяет врачу визуализировать его функцию, определить характер заболевания и степень его злокачественности. Радиоактивные йод131, самарий 153 и другие радиофармпрепараты при высокой концентрации могут оказывать терапевтическое воздействие на организм. Так, например, среднеживущий йод131, избирательно накапливаясь в опухолевых клетках щитовидной железы, разрушает их, тем самым возвращая орган в его первоначальное состояние.
— Владимир Геннадьевич, после слов «ядерные технологии» первая ассоциация, что это вредно для здоровья, иммунитета…
— Дело в том, что естественный радиационный фон присутствует всегда и везде. Без радиации не было бы человека. Радиационный фон связан с солнечной активностью, природными условиями. Например, в горах, или когда мы летим на самолете, радиация сильнее, чем на земле. Но ведь мы не обращаем на это внимания, правда? Все дело в дозах. Использование радиофармпрепаратов в медицине базируется на цифровых технологиях, которые позволяют регулировать лучевую нагрузку на тот или иной орган. Уже сейчас она ниже, чем при той же флюорографии. Кроме того, если в обычной лучевой диагностике для улучшения визуализации используют так называемые «контрастные вещества», на которые возможны аллергические реакции, то концентрация вводимых радиофармпрепаратов настолько низка, что аллергии не вызывает. В нашем производственном блоке есть специальная лаборатория, которая после каждого синтеза проводит определенный набор анализов и выдает заключение о применении того или иного радиофармпрепарата. Над их производством работают высококлассные специалисты — радиофизики, радиохимики, выпускники Тюменского государственного университета, прошедшие подготовку в лучших медицинских учреждениях страны. Врачебный персонал обладает высоким уровнем знаний в области лучевой диагностики, имеет опыт работы на сложнейшем оборудовании. После выписки пациента из нашего центра никакой реабилитации для него не предусматривается. Просто к этому времени — через 3-5 дней — уровень активности введенных в него радиофармпрепаратов достигает нижних границ. То есть, выписываясь, человек уже не является источником повышенного излучения…
По словам Елишева, обеспечение безопасности в Радиологическом центре изначально одна из важнейших составляющих проекта. Пациенты, персонал, оборудование, коммуникации — все строго зонировано. Планировочные решения и система доступа исключают хаотичные контакты между людьми. Поскольку радиофармпрепараты относятся к открытым радиоактивным источникам, инженерные сети, канализация, кондиционирование — все это функционирует с приставкой «спец». За данным аспектом жизнедеятельности Радиологического центра круглосуточно следят инженеры КИПиА. Организация и культура работы персонала продуманы до мелочей. Поскольку пациенты получают радиофармпрепараты с высокой степенью излучения, непосредственное общение персонала с данными пациентами минимизировано. При этом палаты, где находятся пациенты, оборудованы средствами аудио-видеосвязи.
В основном, в центр поступают по направлению. Подпись под документом обычно ставят онкологи, нейрохирурги, кардиологи, эндокринологи, неврологи. У каждого пациента должно быть понимание, что методы Радиологического центра — это крайний этап, когда выявить причины плохого самочувствия и вылечить пациента обычными методами затруднительно. Время и порядок обследования определяются в ходе консультативного приема. В зависимости от вида диагностики, нахождение пациента в центре колеблется в среднем от 1до 3 часов. Если речь идет о радионуклидной терапии, то она проводится в режиме стационара от 3 до 5 дней.
Пример создания такого Радиологического центра — единственный в своем роде. К сожалению, прогнозы по динамике онкозаболеваний неутешительны. В этой связи тюменский опыт можно использовать как типовое решение по развитию ядерной медицины в Российской Федерации.